+7 (727) 378-85-89
+7 (727) 378-85-70
+7 (727) 378-87-04
Пятница, 14 Август 2015 10:40

Старт-И

Оцените материал
(1 Голосовать)

В описании  применены следующие термины и определения:

  • Автоматический пуск – пуск, выполняемый без участия человека.
  • Дистанционный пуск – ручной пуск, выполняемый от пультов дистанционного управления или органов управления Старт-И.
  • Местный пуск – ручной пуск, выполняемый от пусковых элементов, устанавливаемых непосредственно на модулях пожаротушения.
  • Успешный пуск – выполненный пуск считается успешным, если за определенный период времени были выполнены критерии успешности пуска.
  • Неуспешный пуск – выполненный пуск считается неуспешным, если за определенный период времени не все критерии успешности пуска были выполнены.

Прибор приёмно-контрольный и управления пожарный (ППКУП) Старт-И предназначен для защиты одной зоны пожаротушения в составе интегрированной системы безопасности "Стрелец-Интеграл" (далее ИСБ).

Старт-И способен функционировать самостоятельно в качестве автономного ППКУП.

Выполняемые функции:

  • Управление автоматическими установками пожаротушения (АУП) газового, аэрозольного, порошкового типов, а также модульными установками тушения тонкораспыленной водой.
  • Управление звуковым и световым оповещением (ЗО и СО).
  • Приём и обработка сигналов от автоматических или ручных пассивных и активных (с питанием по шлейфу) пожарных извещателей (ИП) с нормально замкнутыми или нормально-разомкнутыми внутренними контактами.
  • Приём и обработка сигналов от датчиков состояния дверей, пультов дистанционного пуска, сигнализаторов подачи огнетушащего вещества (ОТВ) в защищаемое помещение, датчиков достаточности ОТВ ("масса"/"давление").

Функциональные возможности

  • управление 4-мя цепями пуска АУП и их контроль;
  • управление 3-мя выходами СО, 1-им выходом ЗО и их контроль;
  • приём и обработка сигналов от 2-х неадресных пороговых проводных шлейфов пожарной сигнализации (ШС) с распознаванием двойной сработки и функцией перезапроса состояния шлейфа;
  • приём и обработка сигналов от шлейфа контроля состояния дверей;
  • приём и обработка сигналов от шлейфа дистанционного пуска;
  • приём и обработка сигналов от шлейфа контроля выхода ОТВ;
  • приём и обработка сигналов от шлейфа контроля неисправности АУП;
  • управление 3-мя реле (1-им силовым и 2-мя оптореле) для передачи извещений на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) или управления инженерным оборудованием;
  • контроль вскрытия корпуса;
  • контроль состояния основного и резервного источников питания;
  • возможность смены прошивки по сетевому интерфейсу S2;
  • возможность подключения пульта управления пожарного (ПУП-S1) по линии S1 для управления и индикации состояния Старт-И;
  • возможность автономной работы или работы в составе сегмента ИСБ;
  • хранение в памяти до 64-х локальных пользователей при работе в качестве автономного ППКУП.

 

Интерфейсы

  • Сетевой интерфейс S2.
    • Стандарт ANSI/EIA/CEA – 709.1 (EN 14908, ISO/IEC 14908).
    • Сменный модуль сетевого интерфейса.
    • Скорость передачи данных – 78 кбит/с.
    • Длина линии – до 2,7 км.
  • Интерфейс S1.
    • Скорость 57,6 кбит/с.
    • Длина линии – до 100 м.
    • Используется для подключения ПУП-S1.

Характеристики шлейфов

  • Напряжение в ШС:
    • разомкнутый шлейф – от 27 до 28 В;
    • шлейф под нагрузкой – от 21 до 23 В.
  • Требования к проводам шлейфа:
    • максимальное активное сопротивление линии – 100 Ом;
    • минимальное сопротивление изоляции между проводами шлейфа – 50 кОм.
  • Зависимость состояния шлейфов от их сопротивления представлена в таблице ниже.
Тип шлейфа Зависимость состояния шлейфа от его сопротивления
ШС
дымовой
Неисправность (короткое замыкание) Пожар (Пожар2) Внимание (Пожар1) Норма Неисправность (обрыв)
менее 100 Ом 300 Ом – 1 кОм 1,35 кОм – 2,5 кОм 3 кОм – 7 кОм более 10 кОм
ШС
тепловой
Неисправность (короткое замыкание) Норма Внимание (Пожар1) Пожар (Пожар2) Неисправность (обрыв)
менее 2 кОм 3 кОм – 6,2 кОм 6,5 кОм – 8,2 кОм 8,5 кОм – 21 кОм более 30 кОм
Шлейф контроля состояния дверей Неисправность (короткое замыкание) Норма Нарушение Неисправность (обрыв)
менее 1 кОм 2 кОм – 3 кОм 4 кОм – 18 кОм более 20 кОм
Шлейф дистанционного пуска Неисправность (короткое замыкание) Норма Нарушение Неисправность (обрыв)
менее 1 кОм 2 кОм – 3 кОм 4 кОм – 18 кОм более 20 кОм
Шлейф контроля выхода ОТВ Неисправность (короткое замыкание) Норма Нарушение Неисправность (обрыв)
менее 1 кОм 2 кОм – 3 кОм 4 кОм – 18 кОм более 20 кОм
Шлейф контроля неисправности АУП Неисправность (короткое замыкание) Норма Нарушение Неисправность (обрыв)
менее 1 кОм 2 кОм – 3 кОм 4 кОм – 18 кОм более 20 кОм
  • Внутреннее сопротивление ШС по постоянному току – 1,2 кОм.
  • Зависимость состояния ШС от тока и напряжения в нём представлена в таблице ниже.

 

Тип ШС Состояние ШС Напряжение ШС Ток ШС
Пожарный
дымовой
Неисправность (короткое замыкание) менее 2,1 В более 21 мА
Пожар (Пожар2) 4,5 В – 12,6 В 12,6 мА – 19,2 мА
Внимание (Пожар1) 14,7 В – 18,8 В 7,5 мА – 10,9 мА
Норма 19,9 В – 23,7 В 3,4 мА – 6,6 мА
Неисправность (обрыв) более 24,8 В менее 2,5 мА
Пожарный тепловой Неисправность (короткое замыкание) менее 17,4 В более 8,7 мА
Норма 19,9 В – 23,4 В 3,8 мА – 6,6 мА
Внимание (Пожар1) 23,5 В – 24,3 В 3,0 мА – 3,6 мА
Пожар (Пожар2) 24,4 В – 26,4 В 1,3 мА – 2,9 мА
Неисправность (обрыв) более 26,8 В более 26,8
  • Время сброса напряжения в ШС при перезапросе его состояния составляет 5 с.
  • Максимальное число пожарных извещателей, подключаемых к дымовому ШС, – 10 шт.
  • Максимальное число пожарных извещателей, подключаемых к тепловому ШС, – 7 шт.
  • Максимальное число датчиков, подключаемых к шлейфам контроля состояния двери, контроля неисправности АУП, контроля выхода ОТВ, дистанционного пуска – 6 шт.

Характеристики выходов

  • Напряжение на выходе активированной цепи пуска АУП при полностью заряженной аккумуляторной батарее (АКБ):
    • без нагрузки – не менее 13,5 В;
    • при токе 1 А – не менее 12 В.
  • Напряжение на активированном выходе ЗО:
    • без нагрузки – не менее 13,5 В;
    • при токе 350 мА – не менее 12 В.
  • Напряжение на активированных выходах СО:
    • без нагрузки – не менее 13,5 В;
    • при токе 150 мА – не менее 12 В.
  • Зависимость состояния выходов ЗО и СО, а также цепей пуска АУП от их сопротивления представлена в таблице ниже.
Состояние выхода Неисправность (короткое замыкание) Норма Неисправность (обрыв)
Сопротивление менее 50 Ом 100 Ом – 10 кОм более 20 кОм
  • Максимальный ток выходов ЗО и СО:
    • для ЗО – 350 мА;
    • для СО – 150 мА
  • Максимальный ток цепей пуска АУП – 2,4 А.
  • Ток контроля цепей пуска АУП – не более 0,6 мА.
  • Ток контроля выходов управления ЗО и СО – не более 0,6 мА.
  • Выходы ЗО и СО имеют встроенную защиту от перегрузки по току. При превышении током на выходе ЗО значения от 500 до 800 мА он отключается. При превышении током на выходе СО значения от 200 до 400 мА он отключается.

Старт-И имеет защиту от общей перегрузки по току. При превышении суммарным током потребления устройства (ток потребления самого Старт-И и всех подключенных к его выходам устройств) значения от 2,5 до 3 А прибор формирует извещение о перегрузке и отключает цепи пуска АУП.

Характеристики релейных выходов

  • максимальный коммутируемый ток:
    • для реле "Неисправность" и "Пожар": до 150 мА при напряжении постоянного тока 70 В;
    • для реле "Пуск": до 7 А при напряжении переменного тока 250 В или напряжении постоянного тока 30 В.

Питание

  • Диапазон напряжений питания по входу основного питания (ОП) – от 187 В до 242 В.
  • Диапазон напряжений питания по входу резервного питания (РП) – от 10 В до 14 В.
  • Мощность, потребляемая от основного источника питания, – не более 3,5 В·А.
  • Ток потребления от резервного источника питания в дежурном режиме – не более 80 мА (при напряжении питания 12 В).
  • Уровень напряжения на входе ОП, ниже которого формируется извещение о неисправности основного источника питания, – 140 В.
  • Уровень напряжения на входе РП, ниже которого формируется извещение о неисправности резервного источника питания, – 11,5 В.
  • Прибор имеет встроенную защиту от переразряда АКБ. При снижении напряжения на входе РП ниже 10 В Старт-И отключается.

Внешний вид

Конструктивно Старт-И состоит из блока Старт-И и блока питания БП-Тр.
Для открытия корпуса блока Старт-И необходимо отогнуть защелки и открыть крышку
Для того чтобы закрыть корпус блока Старт-И, необходимо зацепить крышку за основание как показано на рисунке, а затем полностью закрыть корпус, надавив на крышку
Для открытия корпуса блока питания необходимо отогнуть защёлки и потянуть крышку вверх
Для того чтобы закрыть корпус блока питания, необходимо расположить крышку так, чтобы отверстия в крышке совпали с положением защелок в основании, а затем надавить на крышку сверху
Для присоединения блока Старт-И к блоку питания необходимо зацепить основание блока Старт-И за крышку блока питания, а затем полностью соединить их, надавив на корпус блока Старт-И.
Для отсоединения блока Старт-И от блока питания необходимо снять крышку блока Старт-И, отогнуть защелки и потянуть блок Старт-И вверх.

Устройство блока Старт-И

Устройство блока питания БП-Тр

Разъёмы блока Старт-И

Подключение нормально разомкнутых пожарных извещателей с выходом типа "сухой контакт" (тип ШС – пожарный дымовой):

Подключение АУП

Ограничительный резистор (Rогр) служит для ограничения максимального тока, протекающего в пусковой цепи. При расчете Rогр следует учитывать, что суммарный ток потребления Старт-И и всех подключенных к его выходам устройств не должен превышать 2,5 А.

Подключение ПУП-S1

Логика работы

Обобщенная логическая схема пожаротушения:

Режимы работы

Старт-И имеет следующие режимы управления АУП.

Режим управления Описание Условия
Автоматический Автоматический пуск разрешен, дистанционный пуск разрешен Автоматика включена, блокировок пуска нет
Ручной Автоматический пуск запрещен, дистанционный пуск разрешен Автоматика отключена, блокировок пуска нет
Запрет пуска Автоматический пуск запрещен, дистанционный пуск запрещен Есть блокировка пуска

Режимы управления АУП определяются состоянием автоматики и блокировки пуска.
Условия отключения автоматики и возникновения блокировки пуска представлены в таблице

Состояние Условия возникновения
Автоматика отключена
  • От КСГ или ПУП-S1 получена команда "отключить автоматику"
  • Нарушен шлейф двери (при установленной опции "Действие при открытии двери – отключить автоматику")
Блокировка пуска
  • От КСГ или ПУП-S1 получена команда "включить блокировку"
  • Нарушен датчик вскрытия
  • Нарушен шлейф двери (при установленной опции "Дествие при открытии двери – включить блокировку пуска")
  • Нарушен шлейф неисправности АУП (при установленной опции "Блокировать пуск при неисправности АУП")
  • Примечание: отключение автоматики или блокировка пуска по двери включаются только в режиме пуска

 

Старт-И может находиться в следующих режимах работы:

  • дежурный,
  • неисправность,
  • пожарное внимание,
  • пожар,
  • автоматический/дистанционный пуск:
    • фаза отсчета задержки до пуска,
    • фаза активации цепей пуска АУП,
    • фаза проверки критериев успешности пуска,
    • фаза завершения пуска,
  • приостановка пуска,
  • местный пуск.

Работа в составе ИСБ

Старт-И управляется контроллером сегмента ИСБ (КСГ).
Локальные разделы Старт-И регистрируются в качестве разделов ИСБ. Состояние локальных разделов Старт-И передается в КСГ. Управление разделами осуществляется по командам, получаемым от КСГ или ПУП-S1.
Выходы Старт-И регистрируются в качестве выходов сегментной логики ИСБ. Управление выходами осуществляется по командам, получаемым от КСГ или ПУП-S1, в соответствии со сконфигурированной в КСГ сегментной логикой. Все выходы Старт-И логически связаны между собой, поэтому раздельное управление выходами запрещено.
При добавлении Старт-И в логику ИСБ автоматически создается зона пожарной автоматики (зона ПА), включающая в себя цепи пуска АУП и выходы ЗО и СО Старт-И.
Зона ПА – это логическая структура, включающая в себя набор выходов ИСБ и набор условий запуска выходов в этой зоне.
Для зоны ПА определяются условия, по которым будут срабатывать все выходы, включенные в нее. Условия делятся на разрешающие и запрещающие.

В разрешающие условия зоны ПА автоматически добавляются следующие:

  • пожарные тревоги в собственных пожарных ШС Старт-И;
  • нарушение шлейфа дистанционного пуска Старт-И.

В запрещающие условия зоны ПА автоматически добавляются следующие:

  • нарушение шлейфа контроля состояния двери (при установленной опции "действие при открытии двери – включить блокировку пуска");
  • нарушение шлейфа контроля неисправности АУП (при установленной опции "блокировать пуск при неисправности АУП").

Также в разрешающие/запрещающие условия могут быть внесены события по шлейфам и разделам, не принадлежащим Старт-И (внешние условия).

Автономная работа Старт-И

Старт-И функционирует самостоятельно согласно запрограммированной локальной логике.
Управление Старт-И осуществляется с ПУП-S1, подключенного по линии S1.
Автоматическое управление выходами автономного Старт-И выполняется в зависимости от состояния его собственных пожарных ШС.